Сергей Георг Сретенский предлагает Вам запомнить сайт «ЖУРНАЛ НОВОЕ СЛОВО 21 ВЕК»
Вы хотите запомнить сайт «ЖУРНАЛ НОВОЕ СЛОВО 21 ВЕК»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Пишите стихи и прозу. Печатайтесь! О Вас узнают!

Поиск по блогу

КТО ТАКОЙ ДИОГЕН?..

развернуть

 

 

 

КТО ТАКОЙ ДИОГЕН?..

КТО ТАКОЙ ДИОГЕН?..

КТО ТАКОЙ ДИОГЕН?..

«Диоген в бочоночке, а качество в…», некогда призывно кричала реклама. Но сильно заблуждается тот, кто полагает, что древнегреческий философ истории Диоген, современник Александра, царя Македонского, автор «Десяти книг о жизни, учении и изречениях писателей, прославившихся в философии», только и делал, что сидел в бочке.

Однажды у него спросили, что он будет делать, если сломается его бочка? - Меня это не тревожит, ведь место, которое я занимаю, не может сломаться, – ответил Диоген и любил говаривать, что над ним сбылись трагические проклятия, ибо он:

Безродный изгнанник, лишенный отчизны,

Бродяга и нищий без крова и пищи.

Родился Диоген в первой половине III веке до н.э. в богатом портовом городе на южном берегу Черного моря Синопе, старой милетской колонии, известной своим флотом, ремеслом и торговлей. Гикесия, отец философа, был человек состоятельный. По одной версии, они оба покинули родину, по другой – только Диоген. И направился в Дельфы или Долос, родину Аполлона, чтобы спросить у оракула, следует ли ему, сделать то, в чем его убеждают. Бог разрешил ему изменить государственный строй, но тот его не правильно понял и стал подделывать деньги.

- В то время я был таким как ты сейчас, – ответил Диоген, когда его упрекнули в подделки монет, – но таким, как я сейчас, ты никогда не будешь.

Еще при жизни имя свободолюбивого и непреклонного правдолюбца, отличавшегося несгибаемой волей, грубым и едким остроумием, аскетическим образом жизни, обросло в народе мудрыми легендами и анекдотами, превратив Диогена в популярного мифологического героя, «небесную собаку». Любое учение начинается не с «нуля», а впитывает, отбирает и переваривает на свой лад тот мыслительный материал, который достался ему в наследство. Кинизм, а Диоген стоял у его истоков, взял за основу общественные взгляды и вырабатывал новые, в пику существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей», киники называли его «перечеканкой монет». Возможно, какой -то прохвост просто  припечатал это выражение к Диогену, исказив тем самым историю жизни философа, повесив на него подделку денег?

К слову сказать, известно пять человек с таким именем. Первый Диоген из Апполонии; второй был из Сикиона; третий, это «наш», из бочки, среди других Диогенов выделялся тем, что «из-за частых притираний он всегда лоснился», в историю вошел как Синопский; четвертый – философ-стоик, родом из Семвкии, он же Вавилонский. Своим аскетизмом и эксцентреическими выходками, «наш» Диоген превзошел всех известных философов, и получил прозвище «безумствующий Сократ».

Теперь перейдем к вопросу о бочке. Дело в том, что в одном из писем Диоген попросил знакомого найти ему небольшой домик, а тот запоздал с ответом, философ устроил себе жилище в большой бочке. Вышел, так сказать, из положения. Летом он катался в горячем песке, а зимой обнимал статуи, засыпанные снегом, не упуская любой возможности для закалки. Афиняне любили Диогена. Так, когда какой-то озорник сломал его бочку, они поколотили хулигана, а Диогену привезли новую. После битвы при Хиронее, философа пленили и доставили к Филиппу.

- Кто такой? – спросил он грозно.

- Я соглядатай твоей ненасытности, - ответил Диоген. В изумлении царь велел его отпустить.

Человеку, сказавшему:

- Я не гожусь для философии, – Диоген заметил. - Для чего же ты живешь, если тебя не заботит жизнь в добродетели?

На вопрос, какой самый тяжкий груз несет на себе земля, ответил:

- Невежду..

Диоген часто заявлял, что богами людям дана легкая жизнь, а они забыли о ней, гоняясь за лакомствами, благовониями и тому подобное. И утверждал, что упражнения, целью которых является физическая сила, а не величие и сила духа, не могут быть благом. У этого человека была такая удивительная способность убеждать, что он легко своими доводами привязывал к себе людей. К примеру, один житель Эгины по имени Онесикрит послал в Афины своего младшего сына, Андросфена, который, услышав Диогена, остался при нем. Не дождавшись младшего, Онесикрит послал за ним старшего сына, Филиска, но и тот пропал. Пришлось Онесикриту ехать в Афины, разбираться с наследниками. Но, очарованный Диогеном, не меньше своих сыновей, он посвятил себя философии. Вот, какая сила заключалась в речах Диогена. Судите сами.

Диоген говорил, что всякие несчастья, когда их ожидают, всегда кажутся страшнее, чем огорчения, испытываемые от их действительного прихода. Страх столь велик, что многие спешат навстречу тому, чего бояться. Так, застигнутые бурей, не дожидаются, пока корабль пойдет ко дну, а еще до этого кончают жизнь самоубийством. Итак, справедливость дает душе несравненный покой. Жить, никого не боясь, никого не стыдясь, – это доставляет радость и делает жизнь полной. Тот, у кого справедливость в душе, не только многим приносит пользу, но больше всего самому себе, ибо не сделает даже попытки нанести себе хоть какое-нибудь оскорбление. Он не причинит себе не горя, ни болезни, но, считая природные органы чувств божественными, будет пользоваться ими разумно, ничего не делая сверх своих сил, оберегать их и благодаря этому получать удовольствие и пользу. Кто разумно станет обходиться сам с собой, тот будет черпать удовольствие и в слухе, и в зрение, и в пище, и в любви. А тому, кто неразумно пользуется собой, грозят опасности, связанные с вещами более значительными и крайне необходимыми. Разве ты, говорит Диоген, как будто обращается к тебе, ко мне, к нему, ко всем нам, не видел людей, у которых душа не знает покоя ни днем, ни ночью, из-за чего они словно безумные, бросаются в море и реки. Счастливым людям жизнь кажется лучше и поэтому смерть – тягостней, а те, кто живет в беде, жизнь переносят тяжелее, зато смерть принимают легче. А для тиранов и жизнь, и смерть тяжелее, чем для остальных, потому что живут они гораздо хуже тех, кто страстно стремится умереть, а смерти бояться так, как те, кто живет самой приятной жизнью. Диоген сравнивал стяжателей с больными водянкой. Первые, хотя у них полным-полно денег, хотят еще больше. Вторых же все время мучает жажда. И тем и другим желание идет на гибель, ибо страсти тем сильней, чем больше они удовлетворяются.

Человеку, сильно пахнувшему благовониями, Диоген сказал: - Смотри, чтобы твои благовонные волосы не провоняли твою жизнь. На вопрос, почему атлеты такие глупые, ответил: - Потому что они сделаны из мяса свиней и быков.

Невежественного богача Диоген называл золотым бараном. Большинство людей, говорил он, отделяет от безумия лишь только один палец; ведь если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на все средним пальцем, то подумают, что он сошел с ума, а если указательным, то нет.

Однажды Диоген пришел к юношам на пир с наполовину остриженной головой, за что был побит. Тогда он взял и написал на белой табличке имена своих обидчиков, повесил себе на шею и стал ходить с ней по городу, пока все не начали над ними смеяться, презирать их и бранить. Он говорил, что люди состязаются в рытье ям и подножках, а в добродетели нет. А также, что лечит мертвеца и поучать старца – одно и тоже.

Наблюдая, как какой-то юноша претворяется влюбленным в богатую старуху, Диоген заметил: - Он положил на нее не глаз, а зуб. Увидев прихорашивающуюся старуху, сказал: - Если для живых, то напрасно, если же для мертвых, то не мешкай. Когда кто-то заявил - тяжелая жизнь, философ возразил: - Не просто жизнь, а дурная жизнь..

Как-то Диоген просил милостыню у статуи, его спросили, почему он это делает и услышали ответ: - Так я привыкаю к отказам.

«Я попросил найти мне пристанище. Спасибо тебе за хлопоты, но, увидев улитку, я нашел прекрасное, защищенное от ветра жилище – пифос в Митрооне. Поэтому оставь без последствий мою просьбу, – пишет Диоген Александру Македонскому,– и поздравь меня с находкой естественного убежища». Это был храм Великой матери богов Кибеллы в Афинах, где находился государственный архив, в нем хранились законы и постановления Народного собрания. Познакомились они так.

- Я – Александр, великий царь, – представился один. – А я, Диоген, собака, – назвался другой. На вопрос, почему его зовут собакой, ответил: - Потому тем, кто мне подает, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а порочных – кусаю. В шутку Диоген признавал, мол, правильно бранят меня «собакой».

Как-то Александр приказал наполнить блюда костями и послать Диогену. - Еда то для псов, да дар не царев, – изрек философ, получив подарок.

- Ты меня не боишься? –спросил Александр,  Диоген уточнил: - А ты – зло или добро? Царь ответил: - Добро. – Кто же боится добра? – удивился философ.

- Проси у меня чего хочешь, – сказал Александр, подойдя к греющемуся на солнышке Диогену: - Только не загораживай мне солнца, - ответил философ.

Льстивые речи Диоген называл медовой петлей.

«Я сидел в театре и склеивал книжные листы, – сообщает в письме Диоген своему другу Фаномаху, – когда подошел Александр, сын Филиппа, и, остановившись рядом со мной, загородил мне солнце. Не в состояние разглядеть разрывы, я поднял глаза и тотчас узнал пришельца. Заметив мой взгляд, он сам заговорил со мной и подал руку. Тогда и я приветствовал его и так сказал: «Ты действительно непобедим, юноша, ибо обладаешь прямо-таки божественным могуществом. То, что делает, говорят, луна с солнцем, когда встает прямо напротив него, то же самое сделал и ты, придя сюда и встав рядом со мной». –«Ты все шутишь, Диоген, – сказал Александр. «Почему? – возразил я. Разве ты не заметил, что я бросил свою работу, потому что мне ничего не видно, будто ночью? И хотя мне сейчас разговаривать с тобой нет никакой охоты, тем не менее я говорю с тобой». – «Нет никакой охоты поговорить с царем Александром?» – удивился он. «Совсем никакой, – ответил я. – Ведь он не покушается на мое добро и не идет на меня войной, не грабит, как это делает с македонцами, лакедемонянами или с кем-нибудь другим, кто представляет для него интерес». – «А я интересуюсь твоей бедностью», – сказал он. – «Какой бедностью?» – удивился я. «Твоей бедностью, из-за которой ты нищенствуешь, нуждаешься во всем», – сказал он. «Не иметь денег не значит быть бедным, и попрошайничать не порок, а хотеть всем обладать и насильничать, как это свойственно тебе, – вот это порок. Поэтому моей бедности помогают источники и земля, пещеры и шкуры; из-за них никто со мной не воюет ни на суше, ни на море…» Когда я ему все это твердо и решительно высказал, – продолжает Диоген,  Александра охватил стыд и, наклонившись к одному из спутников, он сказал: - Если бы я уже не был Александром, то стал бы Диогеном. Потом он помог мне подняться, повел с собой и стал приглашать сопровождать его в походах. С трудом мне удалось избавиться от него.

Бедность Диоген называл самоучкой добродетели и говорил, что когда в жизни встречает кормчих, врачей и философов, то думает, что среди живых существ нет никого умнее человека. Но, видя толкователей снов, прорицателей и тех, кто им верит, или людей, надутых от сознания своей славы и богатства, считает, что нет никого глупее человека. Диогена спросили, что самое прекрасное у людей, он ответил: - Свобода слова.

И частенько повторял, что для жизни надо запастись терпением или веревкой на шею. Наблюдая пробегающую мышь, которая не заботилась о постели, не боялась темноты, не искала так называемых лакомств, он нашел выход из своего собственного положения. И первым стал складывать вдвое плащ, вынужденный спать на нем; раздобыл котомку, куда складывал пищу, и где угодно мог завтракать, спать, беседовать. Возможно, из-за раны или по другим каким причинам, у Диогена сильно болело плечо, но он мужался и не показывал вида. И вот боль стала настолько нестерпимой, что один доброжелатель, видя, как тот мучается, сказал:

- Не умереть ли тебе Диоген, и тем избавить себя от несчастий? Философ ответил: -Тем, кто знает, что следует делать и говорить в жизни (к таким Диоген причислял и себя) нужно жить, а тебе, не знающему, что нужно говорить и делать, лучше всего умереть. Мне же, знающему все это, надлежит жить.

Царь Александр, увидев спящего в бочке Диогена, изрек: - О бочка, исполненная мудрости!. Философ встал и произнес:

- Великий государь, мне каплей счастья лучше быть, чем бочкою разума. Ему возразил один из благожелателей в свите царя: За каплю разума готов все счастья мира я отдать. - Нет разума – увы, несчастен человек, - сказал Диоген.

Увидев однажды мальчишку, который пил воду из ладошек, Диоген выбросил из своей котомки кружку и сказал: - Мальчик превзошел меня в скромности жизни». Заодно выбросил и тарелку, когда увидел, как мальчик ест чечевичную похлебку из углубления, сделанного в хлебном мякише.

«Многое из того, что отягащало мою котомку, я выбросил, узнав, что ладонь, вполне может служить тарелкой для хлеба, а чашкой – сложенные в горсть руки, – сообщает в письме Диоген царю Александру. – Даже учителю не стыдно сказать: «До сих пор я был еще ребенком. Полезные вещи нужно усваивать в любом возрасте и не пренебрегать ими».

Посохом он стал пользоваться только после болезни, но вскоре начал всегда ходить с ним, кроме города. После долгого пребывания в Афинах странствовал по Элладе как бродячий проповедник. Ноги никогда не обувал, так как они не нежнее глаз или лица, «не может быть», говорил он, чтобы люди ходили с глазами обутыми как ноги». Умастив ноги благовонной мазью, рассуждал: «Благовоние распространяется от головы в воздух, а от ног оно поднимается к ноздрям».

Придя в небольшой городок Минд, и увидев там огромные городские ворота, Диоген обратился к жителям: - Граждане города Минда заприте ворота, чтобы город ваш не убежал. На вопрос, откуда он явился, ответил: - Я гражданин мира.

При виде юноши, увлекающегося философией сказал: - Прекрасно. Теперь тех, кто любит твое тело, ты заставишь любить красоту твоей души..

- Образование, гворил Диоген, дает юноше благоразумие, старикам – утешение, беднякам – богатство, богачам – украшение. А также, что богачи похожи на новорожденных, так как всегда нуждаются в пеленках. Юноше, чистящему сверх меры перышки, сказал: - Если для мужчин – напрасно, если ради женщин – бесчестно. В ответ на брань лысого человека Диоген заметил: - Над тобой я смеяться не стану, а вот волосы твои хвалю за то, что они сбежали с такой дурной башки. Когда Диогена обвинили, что он неуч, а еще философствует, ответил: - Даже подделываться под мудрость – уже философия. На вопрос, какое вино он пьет всего охотнее, ответил: - Чужое.

После того, когда афиняне присвоили Александру имя Диониса, Диоген попросил: - А меня сделайте Сараписом. Какой-то человек стал требовать у него свой плащ, Диоген ответил: - Если ты подарил мне его, то он мой. Если ты мне его одолжил, то он мне еще нужен. Один подкидыш сказал, что в его плаще спрятано золото. - Теперь я понял, – погрозил ему пальцем Диоген, – почему ты спишь, подкинув его под себя.

Диогена спросили, является ли смерть злом, он ответил: - Какое же это зло, если его присутствие мы не чувствуем? Человеку, показавшему ему часы, сказал: - Да, полезная штука, чтобы не опаздывать на обед. Кто-то спросил в какое время следует завтракать, Диоген ответил: - Если ты богат, когда хочешь: если беден, когда сможешь.

- А почему у золота бледный вид? – спросили философа, он сказал: - Потому, что против него многие замышляют преступления.

Как -то  Диоген попросил Платона дать ему из своего сада три фиги, когда тот прислал ему целый медими, заметил: - Так на один вопрос ты отвечаешь сто раз.  Когда Диогена стыдили за то, что он просит милостыню, а Платон не просит, философ сказал, что тот тоже просит, но: голову лишь приклонив, чтобы его не слышали другие.

Впервые Диоген попросил милостыню, находясь в крайней нужде, и обратился к прохожему: - Если ты подал другим, то подай и мне. А если еще нет, то начни с меня. Однажды какой-то порочный евнух написал на двери своего дома «Пусть не войдет сюда никакое зло!», – Диоген спросил: - А как же теперь сюда войдет хозяин дома?

Увидев на доме гуляки надпись «Продается», он воскликнул, обращаясь к дому:- Я был уверен что живя в таком пьяном угаре, ты легко вместе с блевотиной освободишься и от своего хозяина.

Один молодожен написал на своем доме "Геракл, Зевса сын, прославленный повсюду, здесь живет. Пусть никакое зло в дом этот не войдет! Диоген добавил «После войны мирный договор».

Мальчику, который жаловался на приставания, он сказал: - А ты не носись со своей порочностью. Некто нацепил на себя львиную шкуру и ходил с гордым видом, пока не нарвался на Диогена: - Не позорь одежды доблести.

Приметив двух сплетниц, Диоген сказал: - Одна гадюка у другой берет яд взаймы. Часто занимаясь рукоблудством у всех на виду, повторял: - О, если бы потирая брюхо, можно было бы утолить и голод. Еще вопрос - было ли так на самом деле или это анекдот.

Кого можно считать счастливым, спросили у Диогена и Сократа. - Того, у кого честный образ мыслей и острый ум, – ответил Сократ. Диоген сказал: - Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и ни когда не горевать, где бы и в какое время мы не оказались. Оба философа утверждали, что истинное счастье состоит в том, чтобы разум и душа всегда пребывали в покое и веселье. Когда Диогена кто-то спросил, каким образом человек может стать самостоятельным, он ответил: - Если, он, прежде всего, станет упрекать себя в том, в чем порицает других. - Ты уже старик, отдохни, наконец, – говорили Диогену, на что тот ответил: - Как же так? Если бы я бежал на состязаниях и был бы уже близок к финишу, разве мне следовало расслабляться, а не напрячь все силы?

Друзья философа хотели выкупить его из рабства, а тот назвал их глупцами, добавив, что не львы являются рабами тех, кто их кормит, а наоборот. Ведь это рабу свойственен страх, а дикие звери внушают страх людям. Хотя продажа Диогена в рабство, тоже под вопросом, считают некоторые ученые, но бить им эту карту нечем. Во время плаванья на Эгину Диоген был захвачен пиратами, во главе которых стоял Скирпал, увезен на Крит и там продан в рабство. На вопрос глашатая, что он умеет делать, философ ответил: - Править людьми. При этом он показал на одного богато одетого коринфянина и добавил: - Продай меня этому человеку, - глашатай засмеялся: - Продаю очень полезную для жизни вещь, если хочет кто купить себе господина. Когда ему запретили садиться, Диоген произнес: - Не имеет значение. Как бы рыба не лежала, ее все равно купят. Когда его купил Ксениад, Диоген ему сказал, что тот должен ему повиноваться, хотя он и раб. – Ну, теперь исполняй приказания. –Вспять потекли истоки рек, – воскликнул Ксениад. А потом отвез Диогена в Коринф и приставил к своим детям и вообще поручил ему управление всем домом. Диоген так хорошо справлялся со всеми своими обязанностями, что Ксениад повсюду ходил и говорил: - В моем доме поселился добрый гений. Философ воспитывал детей Ксениада, среди прочих наук, учил их верховой езде, стрельбе из лука, умению обращаться с пращей, искусству метания копья. Когда они занимались на палестре, не позволял тренерам делать из них атлетов, а заботился лишь о том, чтобы лица юношей покрывал румянец и были крепки их тела. Мальчики также учили наизусть много отрывков из произведений поэтов и писателей, в том числе из сочинений самого Диогена, причем весь учебный материал для скорейшего усвоения он излагал кратко. Философ учил их дома самим себя обслуживать, есть простую пищу и пить, носить короткую стрижку, обходиться без украшений, без хитонов, без обуви и ходить по улицам молча, потупив взор, устраивал для них и псовую охоту. Мальчики же, со своей стороны проявляли заботу о Диогене и выступали его защитниками перед родителями. В доме Ксенида Диоген состарился и был похоронен его сыновьями. Ксениад спросил Диогена, как его хоронить. –Вниз лицом! –Зачем? –Ведь скоро все, что было внизу, окажется наверху, – ответил Диоген, имея в виду македонян, которые к этому времени уже захватят власть и из подчиненных превратятся во властителей. О его смерти существует много преданий. Одни рассказывают, случилось это из-за холеры, которой Диоген заразился, когда съел сырое мясо осьминога, другие, что он сам задержал дыхание. Диоген говорил, что если его мертвое тело растерзают псы, то погребение состоится на персидкий манер, если же сожрут коршуны, то – на индейский. Если ни кто не притронется к нему, то самое прекрасное погребение совершит время при помощи замечательных вещей – солнца и дождей.

Кто-то его бранил за то, что он посещает подозрительные места. На это Диоген заметил: - И солнце туда заглядывает, но не оскверняется. На упрек, что он пьет в трактире, ответил: - А стригусь я в цирюльне. Увидев женщину на носилках, сказал: - Этому зверю нужна не такая клетка. Очень суеверный человек пригрозил ему: - Одним ударом, я раскрою тебе череп. – А я, – ответил Диоген, – чихну с лева и брошу тебя в дрожь.

Ума разума Диоген набирался от своего учителя Антисфена, ученика Сократа. От него Антисфен научился воздержанности и, восхищаясь его призрением к страстям, говорил:  - Лучше помешаться, чем наслаждаться», а также: - Следует сходиться только с такими женщинами, которые будут нам за это признательны», и проповедовал:  -Добродетель нуждается не в многословии, а в делах и «сократовской силе». Диоген навещал Антисфена, которого свалила тяжелая болезнь, из нее он так и не выкарабкался. Зашел однажды и спрашивает, не нуждается ли тот в помощи друга. На другой день пришел к нему с кинжалом. Когда Антисфен простонал: - Кто избавит меня от мучений!? – Диоген указал на кинжал и сказал: - Вот он. Антисфен возразил: - Я сказал – от мучений, а не от жизни.

Монину из Сиракуза, бывшему рабу, прикинувшегося сумасшедшим, чтобы уйти от хозяина и стать учеником Диогена, мы обязаны выражением "Все на свете – суета сует", ставшее крылатым. Кстати, изречение "Богатство – это блевотина судьбы", тоже принадлежит Монину. Тем, кто пугался снов, Диоген говорил, что они не обращают внимания на то, что делают наяву, а о том, что им приснится ночью, заботятся». Какой-то человек назвал Диогена безумцем, он сказал: - Я не сумасшедший, но ум у меня не такой, как у вас. Тоже верно. Интересно, чтобы сказал Диоген, увидев свое изображение на рекламе?

 

http://maxpark.com/account   пристань оптимистов

 

 

 


Опубликовал Сергей Георг Сретенский , 27.01.2014 в 19:24

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Темы этого автора
Люби людей (С.Г.Сретенский)
Сергей Георг Сретенский 7 окт, 08:53
+1 0
Рождённый глухим и слепым (С.Г.Сретенский)
Сергей Георг Сретенский 24 июн, 20:13
+3 0
Одессит 2. 05. 14 (Сергей Георг Сретенский)
Сергей Георг Сретенский 30 апр, 07:29
+2 10
ЧЕСТНЫЙ ФИЛЬМ ИТАЛЬЯНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ ОБ УКРАИНЕ И ДОНБАССЕ.
Сергей Георг Сретенский 5 фев 16, 20:02
+9 3
Усатые бойцы блокадного Ленинграда
Сергей Георг Сретенский 10 окт 15, 00:30
+6 0
Подпись нового министра финансов Греции
Сергей Георг Сретенский 10 июл 15, 19:38
+3 0
Творческий вечер Вениамина Смехова
Сергей Георг Сретенский 7 июн 15, 09:12
+3 1
Новые темы сайта
ПРЕКРАСНОЕ ЛЕТО В ТУНДРЕ. АЛЕКСАНДРА АНТОНОВА 05.05.1932-08.10.2014(ПЕРЕВОД С СААМСКОГО Е.АЛЕКСЕЕВА)
Марина Белокопытова (Михайлова) 7 дек, 23:27
+3 1
К О Л Ы Б Е Л Ь Н А Я (АЛЕКСАНДРА АНТОНОВА) (саамская поэтесса)
Марина Белокопытова (Михайлова) 3 дек, 22:40
+4 4
Донецк – скорбим…
Мария Зубкова 10 ноя, 14:36
+3 1
Донецк – особенности древних укропитеков
Мария Зубкова 9 ноя, 18:05
+4 1
Донецк – желто-голубые сказки и День флага ДНР
Мария Зубкова 26 окт, 18:04
+2 3
Донецк – скорбим…
Мария Зубкова 6 окт, 17:36
+6 0
Донецк – любимый город
Мария Зубкова 5 окт, 20:31
+2 0

Последние комментарии

Monte Cristo
*
Monte Cristo Берега Родины или о предательстве и предателях (Гордей)
Евгений Алексеев
Гордей
Вы правы.
Гордей Берега Родины или о предательстве и предателях (Гордей)
МАСТЕР ЗАПЛЕЧНЫХ ДЕЛ
Марина Белокопытова (Михайлова)

Последние комментарии

Monte Cristo
*
Monte Cristo Берега Родины или о предательстве и предателях (Гордей)
Евгений Алексеев
Гордей
Вы правы.
Гордей Берега Родины или о предательстве и предателях (Гордей)
МАСТЕР ЗАПЛЕЧНЫХ ДЕЛ
Марина Белокопытова (Михайлова)
Маргарита Ильина (Зайцева)
Юрий Питерских
Замечательное творчество.для детей.
Юрий Питерских К О Л Ы Б Е Л Ь Н А Я (АЛЕКСАНДРА АНТОНОВА) (саамская поэтесса)
Марина Белокопытова (Михайлова)
Альфред Зябликов
Сергей Гончаров